CapoBlog

Ориша в кандомбле

ориша
Оришас (ориша, orixa, orixas) – духи-создатели и покровители различных стихий в афро-кубинских и афро-бразильских верованиях, в том числе в кандомбле. На языке народов йоруба слово «ориша» буквально означает «выбранная голова». По преданию ориши представляют собой эманации бога творца Олудумаре и соотносятся с различными стихиями и сферами деятельности людей. Они поддерживают равновесие между небесной жизнью и существованием смертных людей. По традициям кандомбле, оришу принято усаживать на голову жреца и приносить в жертву животных, которые обычно идут в пищу.

По некоторым текстам и источникам существует 801 оришас. Но доподлинно неизвестно точное число этих духов-создателей в религиозном веровании. Считается, что каждый человек при рождении «выбирает голову» и образует связь с тем или иным потоком ориша, который способен в него вселиться. А одержимый человек способен проявлять качества, присущие вселившемуся в него божеству. В кандомбле, во время процесса инициации и усаживания в голову ориша, соответствующий ритуал называется «кормление головы».

Имена оришас в разных регионах могут звучать по-разному. Они также могли отличаться в разных диалектах языка йоруба. В креольских диалектах латиноамериканских стран названия также могли существенно подвергаться искажению. Кроме того, на названия влияют различные функциональные аспекты оришас.

Можно выделить следующий перечень наиболее известных оришас:

  • Эшу – наиглавнейший ориша, посредник между людьми и божествами. Любой ритуал начинается с обращения к нему, потому что он способен переводить людской язык на язык духов. Эшу поддерживает порядок и способен овладевать нашим сознанием. По традиции существует 21 аспект эшу, в которых он предстает в различных обличиях.
  • Обатала – ориша в образе высокого мужчины в белых одеждах и на белом коне. Символизирует мудрость, справедливость, защиту от посягательства врагов и деструктивных сил.
  • Огун – этот ориша тоже повсеместно известен в культуре йоруба. Прирожденный воин, ориша войны. Огун был первым, кто стал обрабатывать металлы. Все оружие, машины и инструменты находятся в его власти. Кровавые жертвоприношения с ритуальным убийством животных, как правило, совершаются в его честь.
  • Ори – ориша, символизирующий ум, сознание, рассудок. Физически он располагается внутри головы и представляет сознательную часть живого существа. Ори отвечает за рождение детей и начало всего, что может повлиять на судьбу.
  • Шанго – ориша, вызывающий ужас и оцепенение, повелитель грома и молнии. Его символ – двуглавый топор, ударяя которым о землю он создает звук грома во время грозы. Приходится младшим братом ориша Огун и Ошоси. Наряду с Обатала выступает борцом за справедливость.
  • Ошун – ориша любви, красоты и гармонии. Любовь и близость между мужчиной и женщиной приводит к рождению детей. Женщины, желающие забеременеть, обращают свои мольбы к Ошун с просьбой родить здоровое и счастливое дитя.
  • Йеманжа – известная ориша, культ которой распространен в Латинской Америке. Йеманжа связана с морем, водой и песком. Она дает человеку душевное равновесие. Хотя также легко и забирает все, что ей нужно, в морскую пучину. Один из главных праздников в кандомбле связан с этой богиней. В канун Нового Года проходит праздник Йеманжи, богини воды. Участники церемонии, одетые в белую одежду, выстраивают алтари на пляже. Ровно в полночь верующие заходят в море и отпускают на воду кораблики с различными подношениями богине. Если кораблик тонет, это означает, что Йеманжа принимает дар и будет помогать в наступающем году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *