capoblog

Местре Паштинья

Местре Паштинья
Висенте Феррейра Паштинья (Pastinha) родился 5 апреля 1889 года в городе Салвадор (штат Баия) в семье владельца магазина Хосе Сенора Паштиньи и чернокожей бразильянки Эухении Марии Карвалью. Свои первые уроки капоэйры маленький мальчик получал у моряка Бенедито в родном Салвадоре. Бенедито был постоянным свидетелем потасовок, которые заканчивались плачевно для юного Висенту. Особенно Паштинье доставалось от одного мальчишки, от которого тот постоянно получал тумаки. Бенедито продемонстрировал несколько ударов и защитных приемов. В следующей драке Pastinha уже смог постоять за себя. А тот парень, который досаждал нашему герою, впоследствии стал его приятелем и учеником.

В двенадцатилетнем возрасте местре Паштинья по велению отца поступает в мореходную школу. Здесь он тренируется сам и обучает сверстников азам капоэйры. В 1910 году он возвращается домой и продолжает преподавательскую деятельность, несмотря на то, что капоэйра на тот момент времени все еще находилась под официальным запретом властей. Он занимается живописью и даже планирует стать профессиональным художником. Паштинья получил неплохое по тем временам образование, у него формируется обширный кругозор и это, впоследствии, сыграет большую роль в его становлении как личности и как мастера, популяризирующего боевое искусство под названием капоэйра.

ПаштиньяВ 1941 году произошло знаменательное событие, послужившее толчком для развития стиля ангола и повлиявшее на развитие капоэйры в мире. Местре Паштинья по приглашению Аберре, своего бывшего ученика, посещает открытую уличную роду, проходившую на площади Независимости в районе Женгибирра (порт. ladeira do Gengibirra) г.Салвадор. Это место было настоящей Меккой для капоэйристов штата Баия. Паштинья весь день проводит в роде и много общается с другими капоэйристами, которые просят его проводить для них обучающие занятия. После недолгих раздумий он открывает свою первую школу – Спортивный Центр Капоэйры Анголы (порт. Centro Esportivo de Capoeira Angola). Местре Паштинья был не таким принципиальным и бескомпромиссным человеком, требующим неукоснительное соблюдение дисциплины, как другой выдающийся мастер капоэйры – местре Бимба, но для своей школы он придумывает атрибутику. Ученикам предписывалось посещать занятия в желтых футболках и черных штанах. Цвета символизировали раскраску формы футболистов клуба «Ипиранга» — любимой команды мастера и до сих пор являются отличительным знаком анголейро во всем мире.

ПаштиньяPastinha становится узнаваемой личностью в своем родном городе, он много путешествует по штатам и городам Бразилии. В 1966 году по приглашению, поступившему из министерства иностранных дел Бразилии, Паштинья уезжает в Дакар (Сенегал) и посещает Фестиваль культур народов Африки. Туда он привозит своих учеников, впоследствии признанных великими мастерами: местре Жоао Пекено, местре Жоао Гранди, местре Гато Прето, местре Роберто Сатанас. В это же время в дружеском тандеме с писателем Жоржи Амаду на свет появилась книга «Капоэйра Ангола». Затем Висенте Феррейра Паштинья составляет сборник ритмов и песен капоэйры.

В 1971 году мастера, испытывающего проблемы со здоровьем, попросили покинуть здание, в котором находилась его Академия, для дальнейшей реконструкции. По прошествии отведенного на ремонтные работы времени Паштинья так и не смог вернуться в любимые стены Академии. Здание было признано государственной собственностью, а вскоре в нем открылся ресторан. Обман со стороны Правительства Бразилии послужил тяжелым ударом по и без того подорванному здоровью мастера. Стечение обстоятельств и злой рок приводят к тому, что Местре впадает в отчаяние. Небольшого пособия хватает лишь на то, чтобы свести концы с концами. На протяжении жизни мастер был вынужден работать охранником в игорном доме, моряком, строителем, золотодобытчиком. Свою последнюю в жизни роду Pastinha сыграл 12 апреля 1981 года. Затем последовала госпитализация в больницу. 13 ноября 1981 года великий местре, основатель стиля капоэйра ангола, умирает в нищете и забвении.

Вклад мастера в развитие капоэйры для потомков огромен. Паштинья всегда выступал за связь капоэйры с традиционными и религиозными корнями, при этом не умоляя ее прикладных аспектов как боевого искусства. Поэтому капоэйра ангола чаще соотносится с традиционным направлением капоэйры. По его мнению, ритуальный и игровой подход в обучении способствовал максимальному взаимодействию между участниками. Местре Паштинья давал напутствие капоэйристам быть готовыми к любому вызову и всегда подчеркивал то, что капоэйра открыта для всех: мужчин, женщин, стариков и детей. Его труды не были напрасны, а начатое дело было продолжено благодаря стараниям двух учеников: местре Жоао Пекено и местре Жоао Гранди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *