CapoBlog

Макулеле

Макулеле
Макулеле (порт. maculelê) – традиционный танец, который дошел до нас благодаря влиянию афро-бразильской культуры. Его еще часто называют танцем с палками. Этимологию термина связывают с объединением двух слов: Macua – западноафриканское племя (также известное как Nagô) и lelê – палка на языке народности Malê.

Танец макулеле очень часто является неотъемлемым украшением церемоний посвящения в капоэйристы — батизаду. Этот традиционный танец исполняется под звуки барабана атабаке, также используются и другие перкуссионные инструменты: агого, кашиши. Перед публикой танцоры макулеле появляются очень эффектно – босиком в соломенных юбках и с пронзительными криком начинают совершать движения. На них нет украшений, что символизирует возвращение к истокам, в то время когда у рабов не было богатств, кроме культурных традиций, обычаев и веры. В руках они держат деревянные палки, небольшой длины, или металлические мачете. Все движения обязательно исполняются на определенный счет ритма, задаваемый атабаке. Раньше использовали атабаке 3 видов, различавшихся по размерам:

  • Рум – самый большой атабаке, издающий низкие и глухие звуки;
  • Румпи – средний по размеру атабаке;
  • Ле – самый маленький, издающий самые высокие звуки.
  • большой атабаке

    большой атабаке


    средний атабаке

    средний атабаке


    маленький атабаке

    маленький атабаке

В настоящее время большинство школ макулеле и капоэйры используют один барабан. Песни, сопровождающие этот танец с палками, в основном исполняются на португальском языке, хотя иногда можно услышать и африканские диалекты. Часто в погоне за зрелищностью многие исполнители вводят новшества в танец с палками, что отражается на его аутентичности.

Существует несколько теорий происхождения макулеле. Хотя большинство историков склонны считать, что оно возникло в среде воинствующих племен Западной Африки. По одной из версий танец с палками практиковали рабы, трудившиеся на сахарных плантациях Бразилии, при этом палки в руках символизировали сахарный тростник. Часто в литературе можно встретить упоминание города Санту-Амару (штат Баия), в котором по преданию чернокожие рабы на сахарных плантациях боролись с жестоким надсмотрщиком. Наиболее поэтическая версия происхождения танца связана с чернокожим мальчиком по имени Макулеле, который бежал от белых надзирателей в индейские резервации. Когда все взрослые мужчины ушли охотиться на деревню напало воинственное племя. Мальчик выпил волшебный напиток «журема», который предал ему небывалые силы. Он подобрал 2 палки с земли и с их помощью смог расправиться с нападавшими. Когда мужчины вернулись домой они были потрясены увиденным и в знак благодарности и уважения к подвигам юного героя придумали в его честь танец с палками.

В начале XX века в связи со смертью старых мастеров наступило время забвения танца. Но в 1943 году появился тот, кто смог открыть новую страницу в истории макулеле. Его звали Paulino Alusio de Andrade по кличке Popó Maculele. Родители Попо были рабами и сам он вырос в той среде где танцевали макулеле. Это обстоятельство способствовало тому, что маленький мальчик уже в детстве был влюблен в этот танец, который для него был своеобразной отдушиной среди жестокости и несовершенства окружающего мира. В начале Popó преподавал танец с палками для своих родственников и друзей. Восстановить традиции ему помогали рассказы старейших жителей Санту-Амару, которые будучи рабами играли макулеле по ночам. Попо смог восстановить некоторые ритмы и песни макулеле, а также дополнил их заимствованиями из кандомбле и других традиций афро-бразильской культуры. Он был первым кто вывел этот танец на улицы. Его стали повсеместно танцевать на ежегодном празднике Богоматери, покровительнице города, который проходил 2 февраля. Люди, покоренные этим танцем, приходили в академию Попо. Количество поклонников макулеле благодаря деятельности Paulino Alusio de Andrade увеличивалось.

В настоящее время в развитии макулеле наблюдается тенденция заимствования некоторых движений из капоэйры, самба ди рода, афро, данса гехейра. Мировая известность и всеобщая любовь к танцу с палками пришла благодаря популяризации капоэйры. Многие школы капоэйры изучают этот традиционный танец в качестве факультатива по изучению афро-бразильской культуры и традиций, хотя на родине, в Бразилии, существуют отдельные академии макулеле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *