CapoBlog

Капоэйра

brazilizn flag

Капоэйра (порт. Capoeira) — уникальное афро-бразильское боевое искусство. В русской транскрипции также иногда можно увидеть и такое написание: капуэра, капуэйра, капоэйро. Сочетает в себе элементы танца, акробатики, борьбы, игры. Исполняется в кругу под акоммпанемент на этнических музыкальных инструментах. Имеет африканские этнические корни. В настоящее время является неотъемлемой частью бразильской культуры.

Самая распространенная версия происхождения капоэйры связана с зарождением данного вида боевого искусства в среде чернокожих рабов, которых колонизаторы привозили из африканских стран. Невольники бежали в сельву и селились в киломбуш (городах свободных). Здесь также происходил сплав африканской культуры с индейской. У многих современников развитие капоэйры ассоциируется с именем легендарного героя — Зумби (порт. Zumbi). В 1630-х годах несколько киломбу на северо-востоке Бразилии объединились в негритянское государство, известное как Палмарис (порт. Quilombo dos Palmares). Позднее Зумби возглавит это государство и станет известным как Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares). Зумби прославился как хитрый, самоотверженный и бескомпромиссный борец за свободу чернокожего населения Бразилии. В одном из сражений он получил ранение. Зумби возглавлял многочисленные набеги на португальские территории и за это за его голову было объявлено большое вознаграждение. В одном из сражений он получил ранение. Смерть легендарного героя была весьма трагичной. Он был пойман по предательской наводке и обезглавлен. Несомненно Зумби дус Палмарис являлся лидером и вдохновителем движения сопротивления. В современной Бразилии день гибели Зумби, 20 ноября, отмечается как День сознания темнокожих (порт. Consciência negra) и является важной датой для бразильцев африканского происхождения, для которых Зумби напрямую ассоциируется с борьбой за свободу от рабства, за свободу религии и африканской культуры в колониальной Бразилии.

На протяжении своей истории развития капоэйра пережила многое — от запрета до всеобщего увлечения. Официальный статус она получила лишь в 1930 году, в 1932 году открылась первая школа капоэйры. Ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры, вне всякого сомнения, стали Местре Бимба (Mestre Bimba) и Местре Паштинья (Mestre Pastinha), которые вывели ее на совершенно новый уровень. Если Местре Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры (его стиль получил название Capoeira Regional), то мастер Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер (им был разработан стиль Capoeira Angola). Эти стили различаются по скорости и способу исполнения, однако сегодня многие капоэйристы выступают за развитие единого стиля капоэйры, не противопоставляя между собой Анголу и Режионал. В 1972 году капоэйра официально стала национальным бразильским видом спорта, была создана федерация капоэйры, появились школы и академии, стали проводиться регулярные соревнования. В России интерес к капоэйре появляется с середины 1990-х годов. Первые капоэристы были энтузиастами с большим желанием заниматься капоэйрой, но отсутствие информации тормозило развитие капоэйры в России. Ситуация коренным образом стала меняться в конце 1990-х годов. В это время прошли первые обучающие семинары с привлечением мастеров, в том числе и из  Бразилии. Открываются филиалы известных мировых школ капоэйры, тренировочный процесс начинают курировать зарубежные мастера высочайшего уровня. Появляется неподдельный интерес к изучению капоэйры не только как боевого искусства, но и как части афро-бразильского культурного наследия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *